5-ый класс

Электронный учебник

Сборник текстов

Сборник упражнений

13.05.-17.05.

Годовая проверочная работа

1.Вставьте подходящие предлоги.

1) Егор сидел рядом … мной. 2) Ты всегда был строг … мне. 3) Сердце … мне сжалось. 4) Вникните … всё это хорошенько. 5) Все принялись хохотать … мною. 6) Вспомните … мне. 7) Мелькнуло … мною моё детство. 8) Он славился … всём округе гостеприимством и радушием. 9) В темноте я больно ушибся… что-то.

2. Составьте словосочетания:

детск… (рисунок, комната, пальто)

золот… (ключ, кольцо, монета)

горяч… (вода, источник, молоко)

смел… (поступок, решение, мысль)

3. Подберите подходящие слова:
1.Вчера Валера ____ мне, что не хочет ехать в Москву

2. Школьники вошли в класс, ____ прозвенел звонок.

3. Я принесла подарок ____ моего друга.

4.  _____  из вас хочет ответить на вопрос?

5.  Я хотел бы _____ о моем сыне, что он натворил?

6. Я не ____ поднять эту гантель, а ты?

7. На улице ко мне подошел незнакомый ______ и попросил одолжить ему денег.

8. Ты пойдешь _____ после того, как уберешься в своей комнате.

9.  Закат ____ красивый, что хочется на него смотреть на него неотрывно.

4.Составьте словосочетания.

белая______________,

высокий______________,

жёлтое______________,

глупый______________,

большое______________,

красные______________,

холодная______________,

голубое______________,

красивая______________,

чёрный______________,

низкая______________,

хорошие______________,

зелёная______________,

новый______________,

серое______________,

умные______________,

плохой______________,

5. Расставьте слова в правильном порядке. Запишите предложения в такой
последовательности, чтобы получился рассказ.
1. В будущем году, в шестом классе, буду учиться, я
2. своих учителей, с началом учебного года, поздравляют, Они
3. новый учебный год, В сентябре, начинается
4. в школу, приходят, с цветами, дети, Первого сентября
5. в шестой класс, В этом году, пойду, я

06.05.-10.05.

Урок 1. Прочитать и пересказать рассказ Драгунского ,,Друг детства».

Урок 2. Прочитать и пересказать сказку ,,Внук и робот», выполнить послетекстовые задания.

29.04.-03.05. Урок 2.

Прочитайте текст.

Когда мы смотрим на современную архитектуру больших российских городов, то задаём себе вопрос: «А в каких же домах русские люди жили в старину?»
Главным богатством России всегда был лес, а основным строительным материалом – дерево. Традиционное жилище в русской деревне – это изба. Изба строилась из брёвен, без гвоздей, была прочной (могла простоять многие годы). Обогревала избу большая печь, в которой готовили пищу. Вдоль стен стояли лавки, над ними были прибиты полки, у печи – шкафчики для посуды. В избе обязательно был сундук, в котором хранилась одежда. Спали обычно на печи, на полу, на лавках или на сундуке.
Но даже традиционные русские избы отличались друг от друга. Это было связано, прежде всего, с особенностями климата.
На севере России зима долгая холодная, а лето короткое и прохладное. Поэтому в доме были маленькие окна и низкие двери, чтобы тепло не уходило. Изба строилась из самых толстых сосновых брёвен, которые хорошо сохраняли тепло.
В южных районах России, где тёплый климат, дома строили из тонких стволов лиственных деревьев. Окна и двери были больше, чем на севере. Обычно в одном доме жила большая русская семья из нескольких поколений.
Древнерусские города тоже были деревянными. Дерево – прекрасный строительный материал, однако он легко загорается и не такой долговечный, как камень. Поэтому постепенно в строительстве камень заменил дерево, и города России стали каменными. За городом и сейчас продолжают строить деревянные дома. Хотя в русской деревне 21 века можно увидеть многоквартирные дома из современных материалов. В таких домах обычно есть свет, газ и вода. Сегодня большая часть горожан живёт в отдельных квартирах в многоэтажных домах. Обычно это однокомнатные, двух- и трёхкомнатные квартиры с кухней.

Выберите правильный ответ:

Главным богатством и основным строительным материалом в России всегда был…

А) камень

Б) лес

В) кирпич

2. 2. Изба обогревалась…

А) печью

Б) камином

В) костром

3. 3. Одежда хранилась…

А) в шкафах

Б) в сундуках

В) в мешках

4. Русские дома отличались друг от друга…

А) потому что люди не хотели жить в одинаковых домах

Б) потому что строились в разных климатических зонах

В) потому что в разных деревнях были свои традиции

5.  Обычно в одной избе…

А) жили несколько разных семей

Б) жила одна семья: родители, дети, внуки

В) жила одна небольшая семья

6. Постепенно в строительстве камень заменил дерево, потому что камень…

А) значительно красивее

Б) прочнее и не боится огня

В) более удобен в работе

Урок 1. «Подарок белого кота»

«Два» по информатике – страшно обидная вещь, тем более что я этот предмет люблю и знаю его неплохо, но «два» по информатике сегодня – настоящая трагедия. Послезавтра у меня день рождения, и родители обещали планшет подарить. Теперь – вместо планшета – будут мамины слёзы». С этими мыслями гулял  я по парку – и увидел старушку. Сидела она на скамейке, вязала шарф, а рядом с ней лежал огромный белый кот. И этот кот посмотрел на меня и сказал:
– Понимаю…
Я чуть не упал: говорящий кот, как в мультфильме! Старушка улыбнулась:
– Не бойся, бездельник! Садись и расскажи про свою беду.
– Как вы узнали, что у меня беда? – спросил я, садясь со старушкой рядом.
– Так у тебя же всё на лице написано! Двойку получил? По математике?
– Нет! По информатике!
– А ты родителям не говори!
– Не могу: они мои оценки на сайте школы могут посмотреть…
– Ненавижу компьютеры и Интернет, –  сказала старушка. – Тридцать лет назад, когда компьютеры только ещё появлялись, была у меня счастливая семья. Мы вечерами вместе садились за стол, говорили обо всём на свете, играли в шахматы, муж и сын помогали мне мыть посуду… А потом компьютеры вошли в каждый дом. Все в семье  общались друг с другом через интернет… Я видела их лица, только когда они вставали поесть….. Но глаза их были пустыми… Мы и сейчас так живём: они – каждый со своим компьютером, а я – одна у экрана телевизора. Но я хочу положить этому конец! Я ничего не знаю о компьютерах, но я – волшебница. Настоящая добрая волшебница. Я долго колдовала – и создала вирус, который уничтожит Интернет! А значит, родители ничего не узнают про двойку. Но мне нужна твоя помощь. Нужно, чтобы ты запустил вирус в компьютер – через какую-нибудь социальную сеть.
– Нет проблем! – обрадовался я, достал из кармана смартфон, вышел в Интернет – и зашёл на фейсбук.


И спросил старушку:
– Теперь что делать?
– Обнови аккаунт, – сказала она. – Напиши два слова: «БЕЛЫЙ КОТ».
Так я и сделал.
И огромный белый кот, сидевший рядом с нами, вдруг уменьшился до размера мышки, прыгнул в мой смартфон, пробежал картинкой по страничке – и исчез…
Старушка захохотала, схватила своё вязание и убежала. А на экране смартфона появилась надпись: «Нет доступа к сети». Я пошёл домой.
Папа безнадёжно нажимал клавиши на своём ноутбуке:
– Только собирался посмотреть твои оценки на сайте школы – Интернет отключили… Ну как нарочно!
Вскоре по телевизору сообщили, что Интернета нет на всей планете: его уничтожил вирус под названием «Белый кот».
– Ну что же, – сказала мама, разливая чай, – значит, планшет покупать мы тебе не будем. Какой в нём смысл, если больше нет Интернета?
И тут я понял, что наделал, и испугался…
– Вставай, Коленька! – сказала мама ласково. – С днём рождения…
Какое счастье! Вирус – это был сон!
– Вот твой подарок, бездельник! – папа вручил мне планшет. – Хотя, конечно, не стоило дарить тебе эту вещь… Есть информация, что у тебя за контрольную по любимому предмету всего только четыре…
– Не сиди за планшетом целыми днями, – попросила мама. – А то у вас, дорогие мои, после всех этих гаджетов глаза пустыми становятся…
Я вздрогнул. И отложил подарок в сторону, даже не развернув его. И сказал:
– Сегодня, в честь дня своего рождения, я к планшету этому не прикоснусь, компьютер не открою, и даже через смартфон в Интернет выходить не буду! Лучше мы с папой в шахматы поиграем… И поможем маме помыть посуду!

Ответьте  на вопросы:

1. Коля считает информатику…

А) интересным предметом.

Б) страшным предметом.

В) скучным предметом.

2.Старушка хотела…

А) помочь Коле получить подарок.

Б) решить проблемы своей семьи.

В) навредить человечеству.

3. Старушка ненавидела Интернет, потому что…

А) он отнимал много времени.

Б) на него приходилось тратить много денег.

В) он отнял у неё близких.

4. Старушка создала вирус при помощи…

А) колдовства.

Б) Коли.

В) опытных программистов.

5. Вирус «Белый кот» оказался…

А) шуткой.

Б) сном.

В) мультфильмом.

6.  Коля решил в день своего рождения не прикасаться к планшету, потому что…

А) он вспомнил свой удивительный сон.

Б) он решил сначала поставить антивирусную программу.

В) Интернет уничтожил вирус.

7. Так у тебя же всё на лице написано».

А) Все твои мысли и чувства отражаются на лице.

Б) Ты испачкал лицо авторучкой или фломастером.

В) Ты притворяешься.

8. Но глаза их были пустыми».

А) Они хорошо скрывали свои чувства.

Б) Они были ко всему равнодушны.

В) В глазах не было слёз.

22.04.-26.04.

Чтение и обсуждение текста ,,Самый лучший подарок,,
Жил на одном дворе Козлик. Козлик как козлик – прыткий, резвый,
с маленькими рожками и копытцами. Но этот Козлик был очень
любопытный. Он не мог равнодушно пройти мимо репейника, не
попытавшись узнать, сколько колючек зацепиться за шерстку, когда
он станет перепрыгивать через верхушку. Он не мог спокойно
пройти мимо какой-либо лужи, не измерив копытцами ее глубины.
И поэтому не удивительно, что, когда он возвращался после
прогулок домой, мама всегда укоризненно качала головой и всякий
раз говорила:

— Вы только посмотрите, на кого он похож?! Ему не козлёнком, а
поросенком нужно было родиться. И когда я только устану перед
соседями краснеть за этого грязнулю?
Отругав своего непослушного сынка, мать-Коза выпутывала из его
шерстки репейники, очищала от грязи копытца и, напоив парным
молочком, укладывала спать. Но на другой день все повторялось то
же самое. И так изо дня в день.
Надо сказать, несмотря на то, что Козленок постоянно доставлял
своей маме немало хлопот своим неряшливым видом, он, однако,
был очень любящим и внимательным сыном. Всякий раз, когда
наступал день рождения его мамы или день Восьмого марта, он
никогда не забывал преподнести ей подарок. Вот и в этот раз,
проснувшись свежим мартовским утром и увидев на календаре
праздничную цифру восемь, Козлик, наскоро позавтракав,
отправился за подарком. В этот праздничный день Козлик решил подарить своей маме букет первых подснежников. И, несмотря на то, что лес, где должны были
расти подснежники, находился довольно-таки далеко, он все же
направился туда.
По дороге Козлик думал о том, что как только он наберет полную
корзину цветов, то на обратном пути обязательно порыхлит на
проталинах рожками и копытцами освободившуюся от снега
мерзлую землю. Вот уж удивятся его приятели, когда увидят на его
рожках и копытцах первую весеннюю землю.
Оказавшись в лесу, Козлик заметил, что здесь весной пахнет
сильнее, чем в поселке. Надышавшись вволю свежим воздухом,
Козлик отправился на поиски. Он останавливался возле каждого
дерева, возле каждого куста, не пропускал ни одну проталину. Но
сколько бы он ни искал, ему так и не попалось на глаза ни одного
цветка.
– Ну, вот, – досадливо заблеял Козлик. – Что же я маме подарю на
ее праздник. Видно, поздними в этом году будут подснежники.
И, уныло свесив голову, Козлик отправился домой. Из-за усталости
и исчезнувшего бодрого настроения Козлику уже расхотелось
рыхлить рожками и копытцами первую весеннюю землю. И он,
нигде не задерживаясь, направился к дому.
– Вот так чудеса! – удивленно оглядев с ног до головы вернувшегося
сына, радостно сказала мать-Коза. Никогда уж не надеялась увидеть
тебя таким. А вот почему ты грустный, скажи мне?
– Я не приготовил к твоему празднику подарка, — виновато
вздохнув, грустно сказал Козлик.
– Не приготовил подарка? – удивленно переспросила мать. – А, помоему, ты мне сегодня преподнес самый лучший подарок.
– Самый лучший подарок? – так же удивленно переспросил Козлик.
– Но какой?!..
А вы не догадались, какой самый лучший подарок получила она от
своего Козлика в день Восьмого марта?
(Михаил Малышев)
Словарь:

  • прыткий, резвый – աշխույժ
  • репейник – կռատուկ (խոտաբույս)
  • проталина – место, где ста́ял снег и открылась земля.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. Охарактеризуйте Козлика.
  2. Почему мама говорила, что её сыну нужно было родиться
    поросёнком, а не козлёнком?
  3. Что решил подарить своей маме Козлик?
  4. Почему он не нашёл того, что искал?

15.04.-19.04.

Прочитать и пересказать отрывок из сказки ,,Маленький принц»

(Глава 9, стр. 80-83)

08.04.-12.04.

Прочитать и пересказать отрывок из сказки ,,Маленький принц»

01.04.05.04.

Джанни Родари ,, Бриф, бруф, браф»! 

Двое ребятишек мирно играли у себя во дворе. Они придумывали особый язык, чтобы можно было разговаривать только друг с другом и чтоб никто больше не понимал их.

– Бриф, бруф! – сказал первый мальчик.
– Бруф, браф! – ответил другой. И они весело рассмеялись.
На балконе второго этажа сидел старый добрый синьор и читал газету. А в окно напротив него выглядывала старая синьора – синьора так себе: ни плохая, ни хорошая.
– Какие глупые эти ребята! – сказала синьора. Но синьор не согласился с нею.
– Я этого не нахожу, – возразил он.
– Не станете же вы утверждать, будто поняли, что они говорят?! – спросила синьора.
– Отлично понял! Первый мальчик сказал: «Какой сегодня чудесный день!» А другой ответил: «Завтра будет еще лучше!»
Синьора поморщилась, но промолчала, потому что в это время ребята снова заговорили на своем языке.
– Мараски, барабаски, пимпиримоски! – сказал первый мальчик.
– Бруф! – ответил другой. И они снова стали смеяться.
– Неужели и на этот раз вы будете уверять, что поняли их? – рассердилась старая синьора.
– Конечно! – ответил, улыбаясь, старый добрый синьор. – Первый сказал: «Как хорошо, что мы живем на земле!» А второй ответил: «Мир так чудесен!»
– Неужели он и в самом деле так чудесен?! – удивилась старая синьора.
– Бриф! Бруф! Браф! – ответил ей старый синьор.

Вопросы:

  • Вам понравилось произведение?
  • Чем?Что вы поняли?
  • Для чего мальчики придумали этот язык?
  •  Мальчики понимали друг друга?
  • Какое у них было настроение?
  • Kaк вы думаете, мальчики приняли бы старого синьора в свою компанию?
  • Что у него с ними общего?
  • Опишите синьора.
  • Опишите синьору.
  • А что мешает старой синьоре общаться с ребятами на новом языке?
  • Как вы думаете, что обозначают слова… Бриф! Бруф! Браф!

25.03.-29.03.

Задания на весенние каникулы:

А вы знаете, как отмечают   Пасху  в разных странах? Каждый из вас выбирает одну страну, знакомится с традициями празднования.  Свою работу можете представить в  виде аудио или видеофильма, презентации.  

11.03.-22.03.

Работа над проектом ,,Масленица»

Основными символами Масленицы являются блины, чучело, ряженые и колесо.

Чучело Масленицы

Изготовление и сожжение соломенного чучела – главный обряд Масленицы. Ритуалы проводов Масленицы должны были способствовать тому, что земля даст богатый урожай. По этой причине, чтобы «умаслить» почву, пепел от сожженного чучела развеивали над полями.

В первый день праздника чучело наряжали в женские наряды, носили его на руках, водили вокруг него хороводы и пели. В последний день праздника чучело Масленицы сжигали на огромном костре, разведенном на центральной площади. Таким образом проходило массовое прощание с зимой и встреча весны. Также люди верили, что сожженное чучело унесет с собой все болезни и невзгоды. Даже писали специальные записочки, в которых указывали, какие именно неприятности чучело должно забрать с собой.

Блины

Многие уверены, что блины у славянских народов символизировали солнце и ассоциировались с наступлением теплых весенних дней.

Блины пеклись в каждой избе. Их всегда делали много, для себя и для гостей. По одной из примет, чем больше в праздник будет съедено блинов, тем удачнее и урожайней окажется год.

Ряженые и медведь

Ряженые (Ря́женье, ряжение — обрядовое перевоплощение внешнего облика человека с помощью масок, одежды и других атрибутов) часто сопровождали «поезд» с соломенным чучелом на Масленицу, а также ходили на праздник по дворам и пели. Одним из наиболее популярных персонажей у ряженых был медведь. Человек наряжался в вывернутую шубу, которая означала шкуру медведя, и изображал зверя, который просыпается после зимней спячки. Желая скорее разбудить медведя, люди водили вокруг него хороводы, пели и танцевали. В результате «медведь» просыпался и пытался схватить кого-то из веселящихся. Все это превращалась в игру. Каждый хотел попасть к «медведю» в лапы, поскольку считалось, что это к удаче.

Нарядно украшенный колесный круг

Это один из основных атрибутов масленичных гуляний. Колесо от телеги обвивали цветами и лентами, а затем крепили на шест. Конструкцию под песни носили по улицам всю неделю.

Также с пригорков катали старые зажженные колеса от телег. Согласно примете, счастливый и богатый год ожидает того, чье колесо докатится до дома, ни разу не упав.

Викторина про Масленицу

В последний день масленичной недели принято просить прощения друг у друга. Как ещё называется этот день?

1.День семьи, любви и верности

2.День примирения и согласия

3.Прощёное воскресенье

Что символизируют блины, которые пекут на Масленицу?

1. Круглый год

2. Весеннее солнце

3. Огненное колесо

Дата Масленицы меняется каждый год и зависит от другого праздника. Какого?

1.Новый год

2.Рождество

3.Пасха

Закончите пословицу: «Первый блин …»

1.Комом

2.Маслом

3.Маслом не испортишь

Из какого материала обычно делают чучело на Масленицу?

1.Бумаги

2.Дерева

3.Соломы

Почему масленичную неделю ещё называют сырной?

1.Потому что едят сырую пищу

2.Потому что едят много сыра

3.В старину словом «сыр» называли различные молочные продукты

Почему масленичную неделю ещё называют мясопустной?

1.Потому что едят мясо с капустой

2. Потому что едят много мяса

3. Отказываются от мяса в пользу молочных продуктов

Проводятся соревнования по поеданию блинов. Как именно требуется есть блины?

1.На бегу

2.На время

3.Без рук

Как поступали с пеплом от сожжённого масленичного чучела?

1.Развеивали по ветру

2.Развеивали по полю

3.Кидали в реку

 В какой день недели, согласно традиции, просят прощения друг у друга?

  1. В понедельник
  2. В среду
  3. В воскресенье

Кому из зверей, в древности, посвящали праздник и отдавали вкусную еду?

  1. Медведю
  2. Волку
  3. Зайцу

За каким днем закрепилось имя «Разгуляй»?

  1. Воскресенье
  2. Четверг
  3. Понедельник

Что провожает Масленица?

  1. Гостей
  2. Зиму
  3. Весну

Масленицу встречали блинами, а провожали… Чем?

  1. Сухарями
  2. Шашлыком
  3. Картошкой

04.03.-07.03.

Упражнение 1. Вместо точек вставьте нужное слово (этот, эта, это,
эти).
Модель: … книга лежит на столе. – Эта книга лежит на столе.
9

  1. … студент хорошо играет в футбол. 2. … книги у меня есть. 3. Борис
    читает … газеты. 4. … студентка пишет красиво. 5. Мы пишем … упражнение.
  2. Мы учим … диалог. 7. … студент читает по-английски хорошо. 8. … газета
    лежит справа.
    Упражнение 2. Вставьте нужные слова вместо точек по модели.
    Модель: … тетрадь. … тетрадь лежит справа. – Это тетрадь. Эта тетрадь
    лежит справа.
  3. … журнал. … лежит на столе.
  4. … студент. … студент учит грамматику.
  5. … фото. … фото висит на стене.
  6. … книга. … книга лежит слева.
  7. … студентка. … студентка пишет красиво.
  8. … студенты. … студенты сейчас отдыхают.
    Б. Упражнение 3. Ответьте на вопросы по модели.
    Модель: Какой журнал вы читаете? – Я читаю этот журнал.
  9. Какая книга лежит справа? 2. Какое письмо пишет Анна? 3. Какие
    учебники он читает? 4. Какой студент хорошо говорит по-китайски? 5. Какая
    девушка гуляет в парке? 6. Какое упражнение делает Борис?

19.02.01.04.

Работа над проектом ,,Наш Туманян»

Царь Чах-Чах (часть 1, стр. 23-26)

Царь Чах-Чах ( часть 2, стр. 26)

Бесхвостая лиса

05.02.-16.02.

Работа над проектом ,,Что такое хорошо и что такое плохо?»

Цели и задачи урока:

  1. Учить детей совершать только хорошие дела и поступки, быть добрыми.
  2. Воспитывать уважительное отношение к старшим и друг к другу.
  3. Научить быть доброжелательными и терпимыми друг к другу, проявлять внимание, сочувствие к сверстникам, помогать другим, уступать. Делиться друг с другом.
  4. Продолжать развивать представление ребенка о различных качествах личности (смелость, правдивость, трусость, доброта, жадность, равнодушие).
  5. Развивать у детей «язык эмоций».

Ход урока:

-Ребята вы задумывались над вопросом «Что такое хорошо и что такое плохо?». Давайте попробуем вместе найти ответ. 

-Скажите, если ваш поступок принес радость другому человеку. Помог ему в трудную минуту. Он действительно хорош? (ответы детей).

— А какие книги мы читали о добрых поступках. Краткая беседа по содержанию книг.

А теперь я предлагаю прочитать стихотворение Маяковского ,,Что такое хорошо и что такое плохо»

Учитель:

Крошка сын к отцу пришел,
И спросила кроха:
Что такое хорошо
И что такое плохо?

— Всем, конечно же, известны эти строчки из стихотворения великого поэта Владимира Владимировича Маяковского, но все ли могут дать ответ на этот вопрос?
— Сегодня на классном часе я хочу пригласить к разговору всех вас и поразмышлять всем вместе над этим вопросом. Что значит, вести себя хорошо и что значит плохо?
— Какие поступки похвальны, а какие нет?
— Давайте вспомним значение этих слов.
— Что значит “хорошо”? Как вы понимаете значение слова “хорошо”?
— Давайте заглянем в толковый словарь Ожегова и посмотрим значение слова.

Хорошо – хороший (лучше, лучший) – вполне положительный по своим качествам, такой как следует.

— Как понимаете значение “плохо”? Растолкуйте.
— Поскольку слово “плохо” является противоположным по значению слову “хорошо”, поэтому в словаре слово “плохо” – плохой означает — лишенный положительных качеств.
— Какими близкими по значению можно заменить эти слова. Давайте подберем слова – синонимы.

— А какое еще мы знаем слово очень близкое к слову “хорошо”, оно хоть и не является синонимом, но всегда рядом (“добро”).
— А со словом “плохо” (“зло”).
— Закройте глаза и представьте, как выглядит добро и как зло?
— В каких цветах вы их представляете?

У добраУ зла
Чистые, красивые, яркие, теплые цвета.Темные, черные, грязные, холодные.

А как вы думаете, какому человеку присущи перечисленные качества? (Доброму и злому)
— Рассмотрите рисунки и найдите доброго и злого человека, проаргументируйте свой ответ.

 – ДОБРЫЙ (настроение у доброго веселое, светлое, радостное, прекрасное).
 – ЗЛОЙ (настроение мрачное, угрюмое, сердитое).

— Как ведут себя добрые люди?
— А как ведут себя злые люди?
— Как вы думаете, каким лучше быть: добрым или злым?
— В жизни каждого человека бывают случаи, когда в него вселяются “драконы”: гнев, обида, агрессивность, зависть. Эти чувства набрасываются на нас и держат в цепких лапах. Человек становится злым, сердитым, недовольным, он даже может причинить боль и неприятность другим.

— А вам приходилось когда-нибудь злиться?
— А из-за чего вам приходилось злиться?
— Когда вы чем-нибудь рассержены, что вам хочется сделать? (Ударить, толкнуть, накричать)
— Что вы делаете для того, чтобы не злиться, не сердиться.
— Что вы делаете, для того, чтобы “выпустить из себя дракона”. Как вы справляетесь с отрицательными эмоциями?

Как хорошо, когда в жизни есть кто-то, кто в трудную минуту может прийти на помощь, поможет решить какую-то проблему, поможет стать добрыми, ведь добрый человек – добру учит.

— Послушайте небольшой отрывок из рассказа Л.Н. Толстого (стр. 33) и скажите: Как можно назвать поступок старика?

Старик сажал яблони. Ему сказали:
— Зачем тебе эти яблони? Долго придется ждать с этих яблонь плоды, и ты не съешь с них яблочки.
Старик сказал:
— Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут.

— Как можно назвать поступок старика? (Добрым, доброжелательным, сердечным).
— Не зря гласит народная мудрость: Добрый человек – добру учит.
— Какие пословицы, поговорки, народные мудрости о добре вы знаете?

Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Жизнь дана на добрые дела.
Делать людям хорошее, хорошеть самому.

— Что доброго вы делали другим людям?
— Что чувствовали люди, которым вы делали добро? (Радость, счастье, восторг, умиление).
— Каким делает человека доброта? (Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым).
— Что же такое “доброта”? (Это отзывчивость, хорошее отношение к людям, это все хорошее полезное).

А теперь давайте посмотрим небольшие видеролкики без слов о добре и зле, постараемся охарактеризовать главных героев, опишем их поступки, а некоторые из них озвучим.

А теперь я хочу плавно перейти к строчкам одной очень известной песни:

У природы нет плохой погоды — Каждая погода — благодать. Дождь ли снег — любое время года Надо благодарно принимать.

-Как вы понимаете смысл этих строк?

-Какую погоду считаете хоеошей, а какую плохой?

-Давайте прочитаем этот небольшой текст о природе и выразим своё мнение:

В каждый сезон года, в каждом дне, независимо от того солнечный он или дождливый, можно найти массу чудесного.Так летом, когда светит солнце, можно прилечь в тени и насладиться пением птиц. А еще в жаркий период лета можно загорать, купаться в водоемах, отдыхать за городом. А, осенью, когда идет дождь и на улице слякоть, так здорово собраться дома с друзьями, пить чай и рассказывать интересные истории. А еще дождь интересно слушать поздним вечером, перед тем, как собираешься уснуть, то, как капли дождя звонко бьют по карнизу.Зимой, нет ничего лучше, чем слепить во дворе снеговика, а потом, уже дома, забраться под самое теплое одеяло и пить горячий чай, прислушиваясь, как морозный ветер воет за окном. Но моя самая любимая погода весной, когда теплые лучи солнца растапливают снег, весело бегут ручьи и слышится первое щебетание вернувшихся с зимовки птиц.

У природы, действительно, не бывает плохой погоды. Ведь все зависит от нашего с вами настроения!

-Согласны ли вы с автором?

Итоги проекта : фильмы, радиовыпуск, публикации учащихся в блогах

29.01.-02.02.

Урок 1. Белая шубка
В ту зиму снег долго не выпадал. Реки и озёра давно льдом покрылись,
а снега всё нет и нет. Зимний лес без снега казался хмурым, унылым. Все
листья с деревьев давно опали, перелётные птицы улетели на юг.
Шёл я как-то с ребятами по лесу, возвращались мы из соседней деревни.
Вышли на лесную поляну. Вдруг видим – посреди поляны над большим
кустом вороны кружат. Каркают, летают вокруг него, то вверх взлетят, то на
землю сядут. Наверное, думаю, они там какую-то еду себе нашли.
Стали ближе подходить. Заметили нас вороны – одни в сторону
отлетели, по деревьям расселись, а другие и улетать не хотят, так над
головой и кружат.
Подошли мы к кусту, смотрим – что-то под ним белеет, а что – сквозь
частые ветки и не разберём.
Раздвинул я ветки, гляжу – заяц, белый-белый как снег. Забился под
самый куст, прижался к земле, лежит не шевельнётся. Кругом всё серое – и
земля и опавшие листья, а заяц среди них так и белеет.
Вот почему он воронам на глаза попался – оделся в белую шубку, а
снега-то нет, значит, и спрятаться ему, белому, негде. Дай-ка попробуем его
живьём поймать!
Просунул я руку под ветки, тихонько, осторожно, да сразу цап его за
уши – и вытащил из-под куста!
Бьётся заяц в руках, вырваться хочет. Только смотрим – одна ножка у
него как-то странно болтается. Тронули её, а она переломана! Значит,
сильно его вороны потрепали. Не приди мы вовремя, пожалуй, и совсем бы
забили.
Принёс я зайца домой. Папа достал из аптечки бинт, вату, забинтовал
зайцу сломанную ножку и посадил в ящик. Мама положила туда сена,
моркови, мисочку с водой поставила. Так у нас зайка и остался жить. Целый
месяц прожил. Ножка у него совсем срослась, он даже из ящика выскакивать
начал и меня вовсе не боялся. Выскочит, побегает по комнате, а как зайдёт
ко мне кто-нибудь из ребят, под кровать спрячется.
Пока заяц у нас дома жил, и снег выпал, белый, пушистый, как зайкина
шубка. В нём зайцу легко прятаться. В снегу его не заметишь.
– Ну, теперь можно его и обратно в лес выпустить, – сказал нам однажды
папа.
Так мы и сделали – отнесли зайца в ближайший лесок, попрощались с
ним и выпустили на волю.
Утро было тихое, накануне ночью насыпало много снегу. Лес сделался
белый, мохнатый.
В один миг наш зайка в заснеженных кустах исчез.
Вот когда ему белая шубка пригодилась!
По Г. Скребицкому

Подберите соответствующие слова к данным.
какой? какая? какое? какие?
лес – … … ножка – … … утро – … … птицы – … …
ветер – … … поляна – … … озеро – … … вороны – … …
куст – … … шубка – … … небо – … … листья – … …
заяц – … … деревня – … … кусты – … …
снег – … … река – … …
Допишите названия зверей.
Звери: ёж, …, …
Птицы: ворона, …, …
Напишите антонимы данных слов.
Лето, день, жара, согреться, холодный, белый, исчезнуть, белеть,
улететь.

Урок 2. Работа в блоге.

Задание 1. Составьте словосочетания.

молодой  ______________,
белая______________,
высокий______________,
жёлтое______________,
глупый______________,
большое______________,
красные______________,
холодная______________,
голубое______________,
красивая______________,
вишнёвое______________,
коричневые______________,
самый любимый______________,
чёрный______________,
низкая______________,
хорошие______________,
зелёная______________,
новый______________,
серое______________,
умные______________,
плохой______________,
самый дорогой______________,
громкий______________
родные______________,
свой______________,
осенний______________,
горячий______________,
культурные______________,
самое тёплое______________,
важный______________,
светлый______________,
синие______________,
главный______________,
старая______________,
мужской______________,
правильный______________,
своё______________,
тихие______________,
цветное______________.

Задание 2. Образуйте словосочетания 

Образец: сок из фруктов – фруктовый сок

нора лисы — ____________________________________________________

полка с книгами — _______________________________________________

шапка из меха — _________________________________________________

конфеты из шоколада — ___________________________________________

горшок для цветов — _____________________________________________
Задание 3 Из слов двух строчек составьте словосочетания.
Сколько их получилось?

Тяжёлая, глубокое, крутой, тёплое, солнечное
Берег, берёза,пальто, сумка, журнал

20.11.-24.11.Цветик- семицветик.

Жила девочка Женя. Однажды мама послала её в магазин за баранками. Женя купила семь баранок: две для папы, две для мамы, две баранки для себя и одну для братика Павлика. Взяла Женя связку баранок и пошла домой. Идёт она, по сторонам смотрит. А в это время незнакомая собака подошла сзади и съела все баранки. Когда Женя заметила, было уже поздно. Собака доедала последнюю маленькую баранку.
– Ах, вредная собака ! – закричала Женя и погналась за ней.
Женя бежала, бежала, но собаку она не догнала, только заблудилась. А место совсем незнакомое. Испугалась Женя и заплакала. Вдруг, откуда ни возьмись, старушка:
– Девочка, девочка, почему ты плачешь?

Женя рассказала, что с ней случилось. Старушка пожалела Женю, привела её в свой садик и говорит:
– Ничего, не плачь, я тебе помогу.
Правда, баранок у меня нет, но у меня в садике растёт один цветок. Он называется „цветик-семицветик”. Этот цветок всё может. Я подарю тебе цветик-семицветик,
и он всё сделает. Старушка сорвала очень красивый цветок и дала его девочке Жене.
Цветок был похож на ромашку. У него было семь лепестков: жёлтый, красный, зелёный, синий, оранжевый, фиолетовый и голубой.
– Этот цветок не простой, – сказала старушка. – Он может исполнить всё, что ты захочешь. Для этого надо оторвать один лепесток, бросить его и сказать:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли –
Быть по-моему вели.

Женя вежливо поблагодарила старушку и вышла из садика. Она хотела вернуться домой, но не знала как. Девочка хотела уже заплакать, но вспомнила про цветик-семицветик. Она быстро оторвала жёлтый лепесток, бросила его и сказала волшебные слова, которым научила её старушка. А потом добавила: „хочу, чтобы я была дома с баранками”.
Не успела она это сказать, как очутилась дома, а в руках – связка баранок.
лепесток – ծաղկաթերթ                                север – հյուսիս
запад – արևմուտք                                         юг – հարավ
восток – արևելք                                             очутиться – հայտնվել

Найдите в тексте ответы на вопросы и прочитайте их.
1. Что Женя купила в магазине? 2. Кто съел баранки? 3. Как Женя очутилась в незнакомом месте? 4. Кто подарил Жене цветок? Каким был цветок? 5. Какое первое желание Жени исполнил цветик-семицветик?
Согласны ли вы с тем, что…
1. Однажды мама послала Женю за хлебом. 2. Собака съела все баранки.
3. Женя догнала собаку и отобрала у неё баранки. 4. Старушка не помогла
Жене. 5. Цветок был похож на розу.

Продолжите предложения, используя данные ниже слова.
1. В булочной можно купить…
2. В цветочном магазине можно купить…
3. В книжном магазине продаются…
Слова для справок: книги, баранки, печенье, гата, ромашки, розы,
тюльпаны, альбомы, тетради, учебники, кекс, торт, колокольчики, подснежники.
Подберите антонимы к выделенным словам.
Продавать баранки; посадить цветок; войти в садик; забыть правило; отдать книгу.

Напишите в нужной последовательности.
1. Женя поблагодарила старушку и вышла из садика.
2. Мама послала Женю в магазин за баранками.
3. Женя заблудилась, испугалась и заплакала.
4. Она сорвала очень красивый цветок и дала его Жене.
5. Старушка пожалела девочку и привела её в свой садик.

13.11.-17.11.

Прочитайте рассказ и составьте 5 вопросов к тексту.

Живая шляпа

Затейники

06.11.-10.11. Прочитать и пересказать отрывок из рассказа Носова ,,Приключения Незнайки и его друзей,

Незнайки было много друзей — таких же, как он, маленьких человечков.

Среди них было два механика — Винтик и Шпунтик, которые очень любили мастерить разные вещи. Однажды они задумали соорудить пылесос для уборки помещения.

Трудились они целый день и целую ночь, и только наутро пылесос был готов. Все еще спали, но Винтику и Шпунтику очень хотелось проверить, как работает пылесос.

— Сначала почистим ковер в спальне, — предложил Шпунтик.

Он включил пылесос, и пыль с ковра так и полетела в трубу. Потом сдуло со стола ручные часы доктора Пилюлькина и тоже засосало в трубу. Винтик и Шпунтик ничего не заметили, так как им обоим очень хотелось спать.

— А теперь попробуем чистить одежду, — сказал Винтик и начал чистить пиджак Торопыжки.

Пыль из пиджака так и полетела в трубу, а вместе с пылью и пуговицы.

Потом они стали чистить штанишки Пончика. После этого они стали чистить курточку Знайки, и тут только Шпунтик заметил, что из кармана вытащило Знайкину вечную ручку. Он хотел прекратить работу, но Винтик сказал:

— Ничего, потом откроем пылесос и достанем.

А теперь почистим диван, — предложил Шпунтик.

Дело кончилось тем, что в трубе застряла диванная ножка и пылесос ничего больше не мог всасывать.

— Ну и ладно, — сказал Винтик. — Ляжем спать, а когда встанем, починим диван и вытащим из пылесоса все гвозди.

Друзья легли спать и моментально заснули.

В это утро первым проснулся Растеряйка и принялся искать чулки. Все стали над ним смеяться, потому что он вечно терял свои вещи.

Потом встал Ворчун и с удивлением обнаружил, что у него пропали брюки.

В общем, у каждого что-нибудь потерялось. Только у Незнайки ничего не пропало.

Торопыжка сказал:

— Это, наверно, Незнайка все устроил. Почему у него ничего не пропало?

— Братцы, я не виноват! — кричал Незнайка. — У меня ничего не пропало, потому что я спал в одежде. Я вчера очень устал, и мне лень было раздеться.

Наконец Знайка обнаружил в углу комнаты какую-то загадочную машину с трубой, из которой торчала диванная ножка.

Знайка сейчас же понял, что это, без сомнения, дело рук Винтика и Шпунтика, и принялся будить их.

Винтик и Шпунтик встали. Они открыли пылесос и обнаружили в нем все пропавшие вещи.

— Мы слишком сильный мотор поставили, — сказал Шпунтик. — надо уменьшить его мощность, и пылесос перестанет всасывать крупные вещи.

— Посмотри-ка, пожалуйста, нет ли в пылесосе моего свистка, который потерялся прошлым летом, — сказал Незнайка.

Все стали над Незнайкой смеяться. Но тут Винтик вдруг обнаружил среди прочих предметов и Незнайкин свисток.

Все удивились и никак не могли понять, как очутился в пылесосе свисток, который пропал в прошлом году.

Ведь в прошлом году и пылесоса-то не было!

30.10.-03.11.

Урок 1. Из учебника прочитать и пересказать отрывок из произведения ,,Как Незнайка был художником,, (стр. 4-6)

ПОСЛЕТЕКСТОВЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Почему Незнайка решил стать художником?
  2. Каким Незнайка нарисовал своего друга Гуньку?
  3. Почему Гунька захотел порвать рисунок?
  4. Что делал Незнайка всю ночь?
  5. Как Незнайка изобразил своих друзей?
  6. Почему всем нравились портреты других, а свои не нравились?
  7. Почему Незнайка передумал быть художником?

Урок 2.Притча о весне..

Однажды слепой человек сидел на ступеньках одного здания со шляпой возле его ног и  табличкой  «Я слепой, пожалуйста помогите!». Один человек проходил мимо и остановился.
Он увидел инвалида, у которого было всего лишь несколько монет в его шляпе. Он бросил ему пару монет и без его разрешения написал новые слова на табличке. Он оставил ее слепому человеку и ушел.
Днем он вернулся и увидел, что шляпа полна монет и денег.
Слепой узнал его по шагам и спросил не он ли был тот человек, что переписал табличку. Он также хотел узнать, что именно он написал. Тот ответил: «Ничего такого, что было бы неправдой. Я просто написал ее немного по-другому».
Он улыбнулся и ушел. Новая надпись на табличке была такая: «……»

Вопросы:
1. Почему прохожие откликнулись на вторую надпись?
2. Подумайте, как выбор цели отражается на жизни человека и его поступках?

3.Что по- вашему было написана на табличке?
4.Как вы  поняли эту притчу? Чему она вас научила?

Урок 2.

Чтение и обсуждение сказки Е.И. Носова  «Как ворона на крыше заблудилась».

На печную трубу опустилась обыкновенная ворона, такая же, как и все другие вороны в марте: с забрызганным грязью хвостом и взъерошенным загривком. Зима заставила её позабыть о чувстве собственного достоинства, о туалете, и она правдой и неправдой с трудом добывала  хлеб свой насущный.

Кстати, сегодня ей повезло. В клюве она держала большой ломоть хлеба.
Усевшись, она подозрительно осмотрелась: не видно ли поблизости ребятишек?  Потом она оглядела ближайшие заборы, деревья, крыши: там могли оказаться другие вороны.
Но неприятностей, кажется, не предвиделось. Итак, можно закусить!

Ворона положила ломоть на край трубы, наступила на него обеими лапами и принялась долбить. И вот после очередного удара клювом из-под лап выскочил большой ком мякиша и покатился по скату крыши. Хлеб не упал на землю, ещё на полпути он зацепился у ребристого шва, какие соединяют кровельные листы.

Доклевав остатки, ворона решила съесть упавший кусок. Но это оказалось нелёгкой задачей. Крыша была довольно крута. Лапы заскользили по железу, она поехала вниз, тормозя растопыренным хвостом.                                             .
Путешествие таким способом ей не понравилось, она взлетела и села на жёлоб. Отсюда ворона попробовала снова достать хлеб. Помогая себе крыльями, она, наконец, добралась до середины ската. Но что такое? Хлеб исчез! Оглянулась назад, посмотрела вверх – крыша пуста!

Задание:                                                       
  1)  Дать характеристику вороне.                          .
 2)  Выбрать наиболее подходящее название к тексту.

16.10.-20.10.

Филипок
…Ребята ушли в школу. Отец ещё с утра уехал в лес, мать ушла на работу. Остались в избе Филипок да бабушка на печке. Стало Филипку скучно одному, бабушка заснула, а он стал искать шапку. Своей не нашёл, взял старую отцовскую и пошёл в школу. Школа была за селом у церкви… Прибежал Филипок к школе. На крыльце никого нет, а в школе слышны голоса ребят. На Филипка нашёл страх: вдруг учитель его прогонит? И стал он думать, что ему делать. Шла мимо школы бабушка с ведром и говорит: все учатся, а ты что тут стоишь? Филипок и пошёл в
школу, снял шапку и отворил дверь. Школа вся была полна ребят. Все кричали своё, и учитель в красном шарфе ходил посередине.
– Ты что? – закричал он на Филипка. Филипок ухватился за шапку и ничего не говорил.
– Да ты кто? Филипок молчал.
– Или ты немой?
Филипок так напугался, что говорить не мог. Он посмотрел на учителя и
заплакал.Тогда учителю жалко его стало. Он погладил его по голове и
спросил у ребят:
– Кто этот мальчик?
– Это Филипок, Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не
пускает его, и он украдкой пришёл в школу.
– Ну, садись рядом с братом, а я попрошу, чтобы мать пускала тебя в
школу.
Учитель стал показывать Филипку буквы, а Филипок их уж знал и
немножко читать умел.
– Молодец, – сказал учитель. – Кто же тебя учил читать?
Филипок осмелел и сказал:
– Мой брат. Я сразу всё понял.
Учитель остановил его и сказал:
– Ты погоди хвалиться, а поучись.
С тех пор Филипок стал ходить с ребятами в школу.

09.10.-13.10. Осень

Осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь. Осенью желтеют листья. Это время дождей. Первый месяц осени – это сентябрь. В этом месяце дни становятся еще короче, а воздух прохладнее. Иногда моросит осенний дождь и на землю опускается туман. 23 сентября день и ночь становятся одинаковой длины. И этот день называется днем осеннего равноденствия. На полях собирают урожай. В сентябре желтеет листва деревьев, а кое-где начинается листопад. В это время некоторые животные начинают готовится к зимней спячке, а птицы к отлету в теплые страны. Народная примета гласит, чем теплее и суше сентябрь, тем позднее придет зима.

Второй месяц осени – это октябрь. В октябре погода может меняться несколько раз за день. То светит яркое солнышко, то задует сильный ветер, пойдет дождь. В этот месяц с деревьев почти полностью опадает листва. В октябре улетают почти все перелетные птицы. Многие лесные звери заканчивают приготовления к зиме. Вот такой месяц октябрь.

Последний месяц осени – ноябрь. В этом месяце небо серое и холодное. Оно часто покрыто тяжелыми тучами, сквозь которые редко проглядывает солнце. Лужи покрываются льдом. Иногда, в ноябре,  даже может выпасть снег. С деревьев облетели последние листочки. Звери спят в своих норках. Если ворона прячет нос под крыло, значит к холоду. Если синица начинает с утра пищать, ожидай ночью мороза. Это приметы ноября.

Январь. «January» назван в честь римского бога Янус (Janus), который имел право председательствовать во всех новых начинаниях. Любопытно, что Янус типично изображался в виде двуглавого существа, смотрящего и вперед, и назад, что может ассоциироваться с наступлением нового года.

Февраль. «February» происходит от латинского «febrarius». Februa — так назывался праздник очищения, происходивший пятнадцатого числа этого месяца.

Март. В честь какого бога получили свои имена и планета, и месяц? Правильно, в честь Марса. Почему? Дело в том, что в Древнем Риме празднования в честь этого бога проводились в марте, предположительно, как приготовления к военным кампаниям.

Апрель. Английское слово «April» происходит от латинского названия четвертого месяца римского календаря.

Май. Название этого месяца связано с богиней плодородия и земледелия «Maia», что может объяснить связь названия месяца с весенней порой.

Июнь. Июнь назван в честь римской богини Джун, жены Юпитера и покровительницы брака и деторождения.

Июль. Этот месяц получил свое название в честь Юлия Цезаря после его смерти в 44 году до нашей эры.

Август. Данный месяц назван в честь Августа (Augustus), первого римского императора, который раньше звался Октавианом. В латинском «augustus» означал «священный или почтенный».

Сентябрь. Сентябрь происходит от латинского «septem» (семь), который являлся седьмым месяцем римского календаря, основанного на десяти месяцах, начинающегося с марта.

Октябрь. Почти то же самое: «octo» — восемь на латыни в том же календаре. Два последних месяца были добавлены в календарь примерно в 713 году до нашей эры, а началом года было установлено 1 января в 153 году до нашей эры.

Ноябрь. Ноябрь происходит от «novem» — девять.

Декабрь. Декабрь от «decem» — десять.

Итак, сейчас вы знакомы с этимологией (происхождением) названий месяцев.

02.10.-06.10.

К словам из первого столбика подберите соответствующие из второго.
Напишите их.

большие шапка
строгий шарф
старший мальчик
красный брат
полное бабушка
отцовская буквы
добрая учитель
маленький школа
горячая ведро
начальная печка
2.К данным словам подберите из текста слова с противоположным значением.
Весело, потерять, новый, закрыть, проснуться, пуста, говорить.

Прочитать и пересказать текст ,,Умный попугай»
Купил папа Ирочке попугая. Научила Ирочка его мяукать, лаять,
говорить „Здравствуйте, ребята!” и захотела показать его своим
одноклассникам.
Решила она пойти с попугаем в школу, а бабушка к ней с просьбой:
– Сходи, пожалуйста, в магазин.
– Вот ещё! – ответила Ирочка. – Мне некогда! Отстань!
Она всегда так говорила, когда бабушка просила её что-нибудь сделать.
Отнесла Ирочка попугая в школу. Окружили её одноклассники.
Ирочка говорит попугаю:
– Поздоровайся с ребятами, Чико!
А попугай вместо „Здравствуйте, ребята!” говорит:
– Отстань!
Ребята удивились, а Ирочка покраснела, но тут же спросила снова
попугая:
– А как кошка мяукает? Помяукай, Чико!
Попугай посмотрел на Ирочку и в ответ:
– Вот ещё!
– А как собачка лает? – чуть не плача, спросила
Ирочка.
– Мне некогда! – прокричал попугай.
Ребята засмеялись, а Ирочка рассердилась.
– Вот противный! Ничего говорить не хочет.
– Как не хочет? – не согласились ребята. – Он нам
очень многое рассказал. Молодец, Чико!
По Ю. Ермолаеву

Дополнительное задание: прочитать и пересказать текст.

25.09.-29.05.

Главные реки
Хотя мне уже идёт девятый год, я только вчера догадался, что уроки всё_таки надо учить. Любишь не любишь, хочешь не хочешь, лень тебе или не
лень, а учить уроки надо. Это закон. Я, например, вчера не успел уроки
сделать. Я должен был выучить главные реки Америки. А я, вместо этого,
запускал во дворе воздушного змея в небо. Мне было так интересно играть,
что я и думать перестал про какие-то там уроки.
В школу я пришёл вовремя. Раиса Ивановна вошла, мы встали и
поздоровались с ней, и громче всех поздоровался я, чтобы она видела, какой
я вежливый. Но она на это не обратила никакого внимания и ещё на ходу
сказала:
– Кораблёв, к доске! У меня сразу испортилось настроение, потому что я вспомнил, что
забыл приготовить уроки. Я пошёл к доске.
– Ты выучил названия рек Америки?
Конечно, я не выучил. И я хотел во всем признаться Раисе Ивановне, но
вместо этого вдруг неожиданно даже для самого себя сказал:
– Конечно, выучил. А как же!
– Назови мне самую большую реку Америки.
В классе была удивительная тишина. Все смотрели на меня. А я смотрел
в потолок. И в эту секунду я увидел, что в левом последнем ряду Петька
Горбушкин показывает мне какой-то листок бумаги, и на нём что-то
написано. И я стал вглядываться в эти буквы и наконец прочёл первую
половину.
А тут Раиса Ивановна снова:
– Ну, Кораблёв? Какая же главная река в Америке?
У меня сразу же появилась уверенность, и я сказал:
– Миси-писи.
Дальше я не буду рассказывать. Хватит. И хотя Раиса Ивановна смеялась
до слёз, но двойку она мне влепила. И я теперь дал клятву, что буду учить
уроки всегда. До глубокой старости.
По В. Драгунскому
Найдите в тексте ответы на вопросы и прочитайте их.

  1. К данным словам подберите из текста слова с противоположным значением.
    Скучно, попрощаться, невоспитанный, поднялось настроение, забыть,
    шум, первый (ряд), никогда.
    Напишите вместо точек подходящие слова.
    (какое?) … настроение, (какое?) … задание, (какая?)… школа, (какой?) …
    змей, (какой?) … ряд, (какой?) … класс, (какие?) … буквы, (какие?)… уроки.
    Спишите. Вместо точек впишите подходящие по смыслу слова.
  2. Весь день мальчик запускал во дворе … … . 2. Кораблёв не выучил … .
  3. Петя написал на бумаге название … … . 4. Кораблёв с трудом прочитал
    первую половину … . 5. Раиса Ивановна поставила мальчику … . 6. Кораблёв
    поклялся всегда … … .

Урок 2. МЕЧТА

Мечта – это здорово. Ведь именно благодаря мечте в нашем мире происходят удивительные вещи.
Знаете ли вы, что лампочка, которая сегодня освещает вашу комнату, когда-то была просто мечтой. В давние времена ни у кого не было лампочек. И для того, чтобы в комнате стало светло, нужно было зажечь огонь. благодаря тому, что кто-то не побоялся мечтать, сегодня у нас есть лампочки, которые дарят нам свет.

Если вы посмотрите вокруг, вы увидите многие вещи, которые были просто мечтой. Телефон, телевизор, машина, компьютер, велосипед – всё это было когда-то мечтой, а сегодня все люди благодарны тем, кто носил в себе эти мечты, кто носил в себе это сокровище. Благодаря таким людям жизнь на земле стала лучше. Было время, когда люди умирали из-за простой простуды, но родился человек, который решил победить болезнь. И у него получилось. Кто-то мечтает спасать жизни и становится великолепным врачом. Кто-то придумывает лекарства от болезней. Кто-то становится спасателем. Люди мечтали о том, чтобы научиться летать. Когда они рассказывали о своей мечте, все смеялись над ними. Но они продолжали мечтать и однажды они придумали, как построить самолет. А сегодня мы все можем подняться в небо на самолёте, который был когда-то просто мечтой.

А кто-то становится ученым. В России жил мальчик. Его звали Костя Циолковский. Он мечтал о том, чтобы люди полетели в космос, и благодаря его мечте это стало реальностью. Сегодня в космосе даже строят огромную станцию, на которой трудятся ученые из разных стран мира.

В Америке жил мальчик, который хотел, чтобы сказка стала реальностью. Его звали Уолт Дисней. Именно благодаря ему сегодня мы можем увидеть персонажей сказок, которые оживают на экранах наших телевизоров. Он же создал парк аттракционов, который мечтает посетить каждый ребенок, потому что этот парк – настоящая сказка.

ЗАДАНИЯ

1. Напиши, кто изобрёл следующие предметы (если хочешь, найди об этом информацию в интернете).

  • Лампочку изобрёл ….
  • Телефон изобрёл …..
  • Радио изобрёл ……
  • Телевизор изобрёл…..
  • Велосипед изобрёл …..
  • Автомобиль изобрёл …..
  • Самолёт изобрёл …..
  • Компьютер изобрёл ……

Дополнительное задание: напишите небольшое сочинение на тему ,,Моя мечта».

Викторина на тему «Семь чудес света»

1. В какой стране находится единственное сохранившееся чудо света?

а) в Египте 

б) в Италии

в) в Византии

г) в Англии

2. Что вавилонский царь Навуходоносор приказал создать для своей жены?

а) пирамиду

б) маяк

в) висячие сады 

г) бассейн

3. В Эфесе был сооружен…

а) храм Зевса

б) храм Артемиды  

в) храм Перуна

г) храм Рамзеса

4. Назовите имя фараона, для которого было возведено одно из семи чудес света.

а) Эрехтейон

б) Зевс

в) Хеопс  

г) Арагон

5. Как называется остров в Эгейском море, на котором стояла гигантская статуя, считающаяся одним из семи чудес света?

а) Крит

б) Самос

в) Эвбей

г) Родос  

6. Александрийский маяк был разрушен…

а) при военных действиях

б) во время землетрясения  

в) во время пожара

г) во время наводнения

7. К семи чудесам света не относится…

а) Галикарнасский мавзолей

б) Вавилонская башня

в) Александрийский маяк

г) пирамида Хеопса

8. В какой стране располагался храм Зевса, в котором находилась статуя Зевса Олимпийского?

а) в Испании

б) в Дании

в) в Албании

г) в Греции 

9. На каком острове был построен Александрийский маяк?

а) на острове Сулавеси

б) на острове Фарос  

в) на острове Ява

г) на острове Гаити

10. Чем была заполнена статуя Колосса Родосского для большей устойчивости?

а) золотом

б) землей

в) камнями  

г) серебром

18.09.-22.09.

7 новых чудес света

В 2001 году ученые решили создать новый список семи чудес света. Гонцы скитались по всему миру в поисках чуда, присылая новости о своих находках. В 2007 году состоялось голосование, какие именно объекты достойны такого звания. Победителями стали вот эти 7 новых чудес света:

  1. Великая Китайская стена
  2. Мечеть Тадж-Махал
  3. Римская арена для зрелищ Колизей
  4. Древнейший город Мачу-Пикчу в Перу
  5. Древний город Петра в Иордании
  6. Необычные пирамиды в  Чичен-Ице в Мексике
  7. Статуя Христа-Искупителя в Бразилии.

1. Великая Китайская стена

velikaya_kitayaskaya_stena

Первая наша остановка у Великой Китайской стены. Это древнее защитное сооружение, которое начали возводить еще в 3 веке до нашей эры. Правитель дал указ возвести такую стену, чтобы ни один враг не смог пройти. Тем самым он хотел прекратить кровную вражду между соседями. Благодаря этой стене первому китайскому императору Ши Хуанди удалось наладить жизнь в государстве и значительно его укрепить. Стену строили более 300 000 солдат, они применяли самые разные технологии строительства, все, которые знали. При жизни императора не удалось достроить стену, но его преемник довел дело до конца.

2. Тадж-Махал

Мечеть-мавзолей Тадж-Махал в городе Агра — сердце Индии. В начале 17 века Индией правил шах Джахан. Однажды на базаре он встретил бедную девушку Мумтаз, которую полюбил всей душой, и она стала его женой. Мумтаз была единственным человеком, с кем Джахал советовался и полностью доверял. Она сопровождала его в далеких военных походах и всегда была рядом. Когда Мумтаз умерла, шах в её честь воздвиг Мавзолей Тадж-Махал. Его строили 20 с лишним лет более 20000 рабочих. Приглашены были лучшие архитекторы и строители со всего мира. Рядом необыкновенно красивый сад с фонтанами и бассейном. Тадж-Махал — одно из красивейших зданий на нашей планете.

3. Колизей

149837962018521299

Колизей – памятник древнеримской истории. Амфитеатр, в котором проходили, как принято сейчас говорить, шоу. Тысячи зрителей ежедневно собирались на арене, чтобы понаблюдать за гладиаторскими боями и спортивными соревнованиями. Строился Колизей около 8 лет. Открыт примерно в 80 году до нашей эры.  Со временем такие развлечения запретили. Позже Колизей стал охраняемым памятником истории. Самая большая арена в мире, выполненная полностью из камня, если не считать современные олимпийские стадионы.

4. Город Мачу-Пикчу в Перу

Когда-то на территории Перу (это Южная Америка) жили загадочные племена. Для жизни они выбрали горную вершину на высоте 2450 метров. Затерянный город они построили на горе. Археологи и ученые до сих пор спорят, как строился это удивительный город и кто в нем жил. К городу шла секретная тропа. Всего в городе примерно 200 зданий. По обнаруженным предметам и останкам можно сказать, город был самостоятельным, было развито явно земледелие.

5.Город Петра в Иордании

Отправляемся дальше в город Петра. Это город в скалах посреди пустыни! Кем и как он был основан – до сих пор загадка. Считается, что храмы и дворцы Петры были вырублены в скалах за 2000 лет до Рождества Христова. Известно, что город был богатым.  Город строился около 500 лет и превратился в крупный торговый центр.

6. Пирамиды в  Чичен-Ице в Мексике

Переносимся в Мексику. И здесь когда-то жили загадочные племена, они назывались майя. Народ очень необычный, со своими традициями. Чичен-Ица – это центр древнейшей цивилизации. Немногие сооружения сохранились до наших дней. Изучить до конца таинственные пирамиды невозможно, поскольку под землей лабиринты и ловушки. Самая интересная постройка – пирамида высотой 23 метра. Для чего она строилась и как использовалась, до сих пор никто не знает.

7. Статуя Христа-Искупителя

И последнее наше новое чудо света – гигантская статуя Христа, установленная в столице Бразилии на вершине горы. Это символ города. Строили памятник 9 лет. Это самое новое чудо света, увидело мир в 1931 году. Высота 38 метров, вес – 1100 тонн! Интересно, как же его подняли на такую высоту?

Дополнительное задание: прочитать и познакомиться с новыми чудесами света.

ы когда-то мечтал / мечтала, уже стало реальностью.

11.09.-15.09.

Урок 1. Семь чудес света.

Пирамида Хеопса

Жил когда-то в Египте фараон Хеопс. Правитель повелел построить для него самую большую и красивую гробницу в виде пирамиды. Она должна была превосходить в разы все другие пирамиды и удивлять своим великолепием и роскошным видом. Самую большую и красивую пирамиду строили тысячи рабов много лет. В высоту она как 50-этажный дом. Когда пирамида была готова, фараону и этого показалось мало, он приказал дополнительно разместить рядом с ней особого стража – фигуру льва с головой человека. Такую фигуру называют Сфинкс. Его вытесали из целиковой скалы. Как все это было построено в те далекие времена — вот загадка. Поэтому пирамиды – действительно чудо света! Египетские пирамиды – не только самое древнее чудо света, но и единственное сохранившиеся. И его может увидеть каждый своими глазами! И подтвердить, что это действительно чудо!

Висячие сады Семирамиды

Висячие сады Семирамиды – это не те сады, которые мы привыкли видеть на даче или в парке. Только представьте – это был огромный дворец, напоминающий пирамиду. Ну или лесенку. Дворец принадлежал Вавилонскому царю. Сады были построены около 600 г. до н.э. по приказу Навуходоносора II, повелителя Вавилона. Легенда гласит, что однажды царь увидел, как его любимая жена Амитис тоскует по шелесту деревьев зеленым холмам своей родины, и приказал построить сады, чтобы они напоминали ей горы ее родной Мидии. Своё название «висячие» сады получили потому, что располагались на террасах царского дворца и как бы «нависали» друг над другом. Сады располагались на 4-х этажах. Высота каждого этажа была 28 метров! Сады возвышались над 100-метровыми стенами Вавилона и были видны издалека. Другая же легенда приписывает сооружение садов легендарной царице Семирамиде, которая предположительно правила Вавилоном в IX веке до н. э.

Храм богини Артемиды в Эфесе

Огромный храм богини Артемиды в Эфесе — третье чудо света. Его построил для богини богатейший человек в Турции. Он настолько ее любил, что не пожалел ничего, чтобы воздвигнуть это невероятное здание. Оно имело прямоугольную форму и было построено из камня и дерева. Облик завершали гигантские колонны. Пожар уничтожил это чудо.

Мавзолей царя Мавсола

4 чудо света — Мавзолей царя Мавсола в Галикарнасе. Еще одна гробница для царя. Была построена его женой Артемисией. Привычное нам слово «мавзолей» произошло от имени царя Мавсола — это сооружение для захоронения особо знатных людей. До наших дней мавзолей не сохранился, был разграблен и разобран рыцарями. Сейчас на всей планете осталось лишь два мавзолея – в Москве и в Китае.

Статуя Колосса Родосского

На греческий остров Родос как-то напали враги, но жители смогли отстоять остров. В честь этого было решено сделать самую большую статую на Земле. Так появился на острове гигантский бронзовый мужчина. Он был настолько могуч и красив, что невозможно было глаз отвести. На голове его был венец из расходящихся по сторонам лучей солнца. Статуя посвящена богу солнца Гелиусу, которого они хотели отблагодарить за победу над врагами. Статуя стала пятым чудом света, но была разрушена землетрясением.

Александрийский Маяк 

6-е чудо света — Александрийский Маяк на острове Фаросс. Это самый большой маяк, который когда-либо был построен в мире. Моряки издалека видели огонь, горевший на его вершине и указывающий им направление. Маяк работал день и ночь. Но со временем корабли перестали плавать в этих местах, маяк стал ненужным. Впоследствии его также разрушило землетрясение.

Статуя Зевса

Греки поклонялись богу Зевсу, и, конечно, построили храм для него. Но этого казалось мало для бога победы, царя всех богов. Поэтому в храме дополнительно установили огромную статую, которая признана теперь седьмым чудом света древности. Статую Зевса богато украсили золотом, слоновой костью, черным деревом и драгоценными камнями. На голове его был венок в виде ветвей оливы из золота. Кроме того, Зевс олицетворял победителя в проходивших там Олимпийских играх. Эта постройка была разрушена землетрясением.

Дополнительное здание: как вы думаете, есть в Армении место, которое могло бы считаться одним из чудом света? Найдите информацию об этом чуде и поместите в блог.

06.09.-08.09.

Урок 2. Урок 2

Прочитайте текст и скажите, почему он так называется.
Моя семья – это семь „Я”

С удовольствием расскажу о своей семье. Мне с семьёй повезло. У меня
прекрасные родители. Заботливые, добрые, всегда помогут советом, если
попросишь.
Отец мой по профессии инженер, он любит технику и всё свободное
время проводит в мастерской, которую устроил в гараже.
Мама у меня детский врач. Она работает в детской больнице. Очень
любит работу и переживает за больных детей. Она отличная хозяйка и
прекрасно готовит.
У меня два брата. Старший брат, Сергей, – студент, будущий учитель
математики. Ему 19 лет. Младший, Виктор, учится в седьмом классе. Ему
12 лет.
Младшая сестра, Нина, учится во втором классе. Ей 7 лет. Она очень
любит животных. Седьмой член нашей семьи – это наша собака Джек. Он
очень весёлый и преданный пёс. Мы все его очень любим. У нас много
родственников и друзей, поэтому в доме часто бывают гости. Мы любим
принимать гостей.
У нас есть семейные традиции и правила:
Когда кому-нибудь плохо, постарайся помочь ему.
Не жди, пока тебя попросят что-то сделать. Сделай сам!
На заботу отвечай заботой.

Вопросы:
1. Скажите, большая ли семья у мальчика.

2.Назовите членов семьи, о которой вы прочитали.

3.Расскажите об этой семье.

4. Как вы думаете, почему Джека считают членом семьи?
5. А что бы вы можете рассказать о своей семье?

Упражнение 1. Вместо точек вставьте глагол читать в нужной
форме.
Модель: Я … текст. – Я читаю текст.

  1. Ты … текст. 2. Он …упражнение. 3. Она … журнал. 4. Мы … газеты.
  2. Вы … слова. 6. Они … книги.
    Упражнение 2. Напишите, кто читает.
    Модель: … читаю текст. – Я читаю текст.
  3. … читаешь текст. 2. … читает упражнение. 3. … читает журнал. 4. …
    читаем газеты. 5. … читаете слова. 6. … читают книги.
    Упражнение 3. Вместо точек вставьте глагол повторять в нужной
    форме.
    Модель: Мы … текст. – Мы повторяем текст.
  4. Он … урок. 2. Вы … правило. 3. Она … слова. 4. Я … упражнение.
  5. Вы … грамматику. 6. Они … глаголы.
    Б. Упражнение 4. Ответьте на вопросы по модели.
    Модель: Кто читает текст? (я) – Я читаю текст.
  6. Кто знает русский язык? (Виктор) 2. Кто говорит по-английски? (они)
  7. Кто повторяет диалог? (мы) 4. Кто пишет диктант? (вы) 5. Кто слушает
    радио? (Анна) 6. Кто понимает текст? (ты).

01.09. 06.09.

Урок 1.

Сроки реализации проекта: сентябрь. Проект предназначен для учащихся 5-ых классов.

Цели и задачи проекта:

  • Обеспечить отработку лексики по теме «Как я провёл лето».
  • Развить устную и письменную речь.
  • Сформировать умение делать сообщения по заданной теме.

Ход проекта:

  1. В ходе урока учащиеся делятся друг с другом историями о том, кто как провёл лето.

Проектное задание

Разместить в свой блог фотографию, которая была сделана летом 2023 года, и рассказать об этом дне.
Формат: аудио / видео / текст.

Вопросы:

1.Где, как и с кем вы провели летние каникулы?

2. Какие интересные фильмы и телепередачи вы посмотрели этим летом?

3.Как помогала старшим в работе.

4.Какие книги вы прочитали за летние  каникулы. Поделитесь впечатлениями от прочитанных книг.

Формат: видео, фото, публикации.